Лед и пламя
Екатерина Балева, Инна Ковалева
--------------------------------------------------------------------------------
Татьяна Навка и Роман Костомаров: "Такого отношения, как в России, мы нигде не встречали - здесь мы в центре внимания, окружены любовью зрителей. В Америке даже в самом известном и раскрученном шоу на такое рассчитывать не приходится"
Татьяна Навка и Роман Костомаров считаются идеальным танцевальным дуэтом. Российскую пару отличают чистое катание в сочетании с эмоциональностью
(Фото: СЕРГЕЙ ТЯГИН)
На прошлой неделе в Токио прошел финал Гран-при - это один из последних крупных турниров перед Олимпиадой в Турине. В соревнованиях танцевальных дуэтов выступили двукратные чемпионы мира Татьяна Навка и Роман Костомаров. Россияне в числе главных претендентов на олимпийское "золото". О своих планах - ближайших и отдаленных, о соперниках и судьях фигуристы рассказали в интервью "Итогам".
- Татьяна, Роман, что вы покажете на Олимпийских играх?
Роман: Новую произвольную программу на музыку Бизе "Кармен". Идею подал наш тренер - Саша Жулин (муж Татьяны Навки. - "Итоги"), потому что давным-давно сам мечтал под нее кататься. Еще года три назад он призадумался: "А может, на Олимпийские игры нам взять "Кармен"?" Я, честно говоря, поначалу был не в восторге: музыка "Кармен" казалась мне заезженной. Но когда летом мы приступили к постановкам и прослушали несколько разных мелодий, ничто не могло сравниться с "Кармен". Эта музыка действительно вдохновляет - хочется сделать на льду что-то особенное. Во всяком случае, для нас это своего рода эксперимент. Надеюсь, успешный.
Татьяна: Идеальная Кармен, на мой взгляд, - это Плисецкая. Героиня с большой буквы. Именно этот образ у меня перед глазами: Кармен в исполнении Плисецкой на DVD я пересмотрела, наверное, сто раз! Нам очень нравится катать этот танец, он подходит нам по характеру, по темпераменту. Работа шла настолько легко, что мы поставили программу на удивление быстро - за три дня. Надеемся, что до Турина нам удастся довести ее до идеального состояния.
- Однако иногда идеальной программы оказывается недостаточно для победы. Усилия спортсменов сводит на нет необъективное судейство. Ни один чемпионат не обходится без скандала: мол, опять кого-то засудили...
Роман: Знаете, сколько вокруг пересудов: "Вот, Россия!.. Опять Россия!.." Это из-за наших побед, которые для многих как кость поперек горла. Понятно, российская школа фигурного катания сохраняет сильные позиции, и многие конкуренты ждут, когда же мы начнем сдавать. Но это не наши проблемы. Мы соперничаем на льду, стараемся показывать безупречные программы и надеемся, что это говорит само за себя.
- И все же что вы думаете по поводу новых правил судейства?
Татьяна: В принципе адаптироваться к новой системе не так сложно. Хотя теперь фигурное катание все больше напоминает математику: только и делаешь, что считаешь, какого уровня сложности выполнил элемент и сколько еще сложности предстоит "накрутить". У нас есть обязательный танец - показатель уровня технических возможностей и владения коньком. В произвольном танце мы всегда отталкивались в первую очередь от музыки, от идеи танца. Но по новым правилам полностью раскрыться не получается, ведь теперь произвольная программа оценивается по технической сложности. Получается вместо произвольной композиции еще одна обязательная с разницей лишь в музыке и костюмах. Для души остались только показательные. И это, как мне кажется, обедняет фигурное катание.
Татьяна Навка и Роман Костомаров блестяще откатали свои программы на этапе гран-при в Санкт-Петербурге и завоевали "золото".
(Фото: СЕРГЕЙ ТЯГИН)
Роман: Система в целом неплохая. Но на самом деле можно было бы сократить количество элементов в произвольной программе. По новым правилам каждый элемент приписан к одному из четырех уровней сложности. Как следствие, программы стали однообразнее - все дуэты подтягивают поддержки к четвертому уровню, выполняя две основные фигуры - шпагат и "кольцо". Оригинальные находки, будь они в два раза сложнее, судьи оценивают по первому-второму уровню. Снизили баллы - потерял медали. Понятно, рисковать никому не хочется, и в итоге мы получаем менее артистичные и оригинальные программы. Но упрекнуть нас не в чем: стараемся соответствовать требованиям времени.
Татьяна: Вот конкретный пример. На Гран-при в Китае нам поставили первый уровень за вращение, которое стоит как минимум второго, а то и третьего. А мы рассчитывали, что нас оценят по достоинству! Такие судейские штучки присутствуют всегда. Мы идем по пути спортивных пар, то есть наращиваем сложность. В танцах теперь есть семь поддержек, которые оцениваются высшим баллом. Соревнования от этого потеряли шарм. Может быть, оставить три базовые поддержки, а в остальном положиться на фантазию спортсменов и тренеров? Сколько интересного придумали в свое время французы Изабель и Поль Дюшене, англичане Джейн Торвилл и Кристофер Дин! А теперь получается, что "придумщиков" не поощряют. Наоборот, напрашивается вывод - нечего быть "слишком умным".
- Возможно ли в танцах, на ваш взгляд, повторение ситуации в Солт-Лейк-Сити, когда был вручен второй комплект золотых медалей за победу в парном катании?
Татьяна: Думаю, такое больше никогда не повторится. Никогда.
- Кто ваши главные соперники?
Роман: Главные наши соперники - мы сами прежде всего. И главная задача - справиться со своими нервами, откатать программу без ошибок. Борьба в танцах сегодня очень острая. Несколько пар равны по уровню катания, и судьям будет сложно выбрать лучших. Мы это прекрасно понимаем, потому что уже лет шесть соревнуемся. Все сильнейшие дуэты с каждым годом прогрессируют. Особенно болгары Албена Денкова с Максимом Ставийским. Кстати, у нас прекрасные отношения с нашими соперниками. С парой Галит Хаит - Сергей Сахновский мы вместе тренируемся, с Албеной и Максимом вообще дружим.
- И никаких закулисных интриг?
Татьяна: Мне кажется, интриги чаще всего выдумываются, чтобы подогреть интерес к фигурному катанию. А мы просто делаем свое дело, не обращая внимания на досужие разговоры. Я знаю, кто я, что собой представляю, и прекрасно понимаю, что говорить обо мне все равно будут - плохо или хорошо. Но это ведь можно оставить на совести тех, кто говорит... Что до нас, то мы уважительно относимся ко всем своим соперникам.
- Накануне Олимпиады вернулись на лед две танцевальные пары - чемпионы мира итальянцы Барбара Фузар Поли и Маурицио Маргалио, а также бронзовые призеры чемпионата мира литовцы Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас. Каковы их шансы?
Роман: В жизни все возможно. Одно могу сказать: когда они выступали, были совсем другие правила, другие элементы, другое судейство. И в этом смысле итальянцам и литовцам придется сложнее, чем тем, кто оставался в спорте.
- В последнее время многие спортсмены прибегают к помощи личных психологов. А как вы?
Татьяна: Мы обходимся своими силами, хотя сезон, конечно, очень напряженный. Стало больше травм - то пальцы порезаны, то связки потянул, то спина болит...
Роман: Главное, отгородиться от суеты, сохраняя уверенность и душевный комфорт. Кстати, готовиться к Олимпиаде мы будем здесь, на базе в Новогорске. Прилетим в Москву за десять - пятнадцать дней до отъезда на Игры, просто чтобы лучше акклиматизироваться в европейских условиях после Америки.
Впрочем, главный старт - на играх в Турине, где воспитанники Александра Жулина намерены блеснуть с произвольной программой на тему "Кармен"
(Фото: Николай Галкин)
- Какой вы представляете итальянскую Олимпиаду?
Татьяна: Праздничной! Вообще Италия - моя любимая страна. Мы с мужем каждый год ездим туда отдыхать. Мне очень нравятся люди, итальянский язык, кухня... Думаю, что в Италии все будет очень красиво. Ну а кроме этого, Олимпиада - всегда огромное физическое и психологическое напряжение, к которому, наверное, невозможно подготовиться. Это надо почувствовать.
- Соревнования танцоров в фигурном катании - это всегда шоу. Макияж, прически, костюмы, жесты...
Роман: Жить в образе - это тяжело. Одиночникам и парникам попроще: на тренировку они могут прийти в рабочем виде - хоть в обычном спортивном костюме и с пятидневной щетиной. У нас это невозможно - иные стандарты. Да это и понятно, танцы на льду пошли от традиционных танцев на паркете. А там представить танцоров на репетиции в затрапезном виде просто невозможно.
- Но это, наверное, не самое тяжелое в вашей работе?
Татьяна: Самое тяжелое - это бесконечные, упорные тренировки, через боль, через не могу, через нервы, через ругань. Но споры и стычки - это рабочие моменты, ведь втроем - я, Рома и Саша - мы делаем одно большое общее дело.
Роман: Обычно мы ладим друг с другом, хотя конфликты, конечно, случаются. В процессе работы возникает столько нервозных ситуаций и ссор. До драк у нас, к счастью, дело не доходило, но спорим, бывает, сильно. Тогда Саша, как рефери, разводит нас по углам. Я удивляюсь умению Саши и Тани разделять работу и личные отношения. Саша на льду не дает жене никаких поблажек и в спорах чаще принимает мою сторону, чем ее.
- Представьте, Олимпиада отгремела. Что будет после?
Татьяна: Мы уже приняли решение, что независимо от результата после Олимпиады заканчиваем карьеру в любительском спорте. Как говорится, дадим дорогу молодым. Хотя, если у спортсменов есть желание кататься и делают они это не хуже соперников, не важно, сколько им лет. Честно говоря, еще летом, на отдыхе я иногда думала: "А может, замахнуться еще на четыре года?" На самом деле уход из спорта - это страшно. Всю жизнь в спорте ты рвешься к победе, идешь к своей главной цели, думая, что за ней откроется рай. А оказывается, что за ней обычная суета... В любом случае сидеть сложа руки не буду. Мне надо обязательно чего-то добиваться, к чему-то стремиться. Скорее всего, если предложат контракт, продолжим с Ромой выступления в шоу. Пока я живу сегодняшним днем. Наверное, потому, что у меня есть семья. И я очень хочу, если бог даст, второго ребенка.
Роман: Мы вместе обсудим контракты, которые нам предлагают различные компании, будем работать в шоу - в России, Европе или Северной Америке. Года три-четыре еще покатаемся, иначе потом останемся без работы. Надо продавать себя в шоу по горячим следам, пока наши имена и титулы еще на слуху. Танцорам довольно трудно устроиться в шоу в Америке, ведь этот вид не так популярен, как одиночное или парное катание. К тому же там в почете только свои дуэты. У нас пока нет агента, который пробивал бы нам контракты в шоу. Всеми делами сейчас занимается Саша Жулин - он и тренер, и менеджер, но придется, видимо, взять еще одного агента - американца.
- А как вам российские шоу?
Роман: Мы катались в шоу Ильи Авербуха. Такого приема, как в России, нигде больше нет. Помню, в прошлом декабре мы прилетели в Новосибирск. Самолет опоздал на полтора часа. Пока получали багаж, добирались до ледового дворца, еще час прошел. Ну все, думаем, зал пустой, зрители ушли. Выглядываем из-за кулис - трибуны заполнены полностью! Это вселило в нас такую уверенность! Мы поняли, что нас очень любят и ценят. Кстати, в русском туре платят очень приличные деньги: даже больше, чем в американском.
Татьяна: Здесь мы в центре внимания, каждый день интервью, съемки... А в Америке, даже если ты попал в тройку призеров на самых крупных соревнованиях, тебя могут и не показать вовсе, потому что ты не американец. Зато своих, пусть десятых - пятнадцатых, превознесут до небес. Американцы в этом смысле большие патриоты. И все-таки ни один американский одиночник, даже идеально откатавший программу, не трогает меня так, как Женя Плющенко или Леша Ягудин. С какой отдачей, энергетикой ребята катаются!
- А вы хотели бы, чтобы ваша дочь стала фигуристкой?
Татьяна: Конечно! Она уже пробует свои силы в фигурном катании, правда, ей еще и пяти лет нет. Иногда, в самые тяжелые моменты, я думаю: "О нет! Дочь моя не будет через это проходить!" Но потом плохое забывается, и я вспоминаю только то, как я стояла на пьедестале с цветами и медалями и улыбалась всем вокруг. И я горжусь собой и хочу, чтобы мой ребенок тоже чего-то достиг.
ВРЕЗ: ДОСЬЕ
Звездный дуэт
Татьяна Навка родилась 13 апреля 1975 года в Днепропетровске. Фигурным катанием (танцами на льду) занимается с пяти лет. Выступала за Белоруссию в 1993-1998 годах в дуэте с Самвелом Гезаляном, Николаем Морозовым. С 1998 года выступает за Россию с Романом Костомаровым. Хобби: кулинария. С мужем Александром Жулиным и дочерью Сашей живет в Хакенсаке (штат Нью-Джерси, США).
Роман Костомаров родился 8 февраля 1977 года в Москве. Фигурным катанием занимается с шести лет, в одиннадцать впервые начал кататься с партнершей. Выступал с Екатериной Давыдовой, Анной Семенович (ныне одна из "Блестящих"). Хобби: музыка в стиле рэп. Жена - фигуристка Юлия Лаутова. Супруги живут в Нью-Джерси, США.
Навка и Костомаров - двукратные чемпионы мира (2004-2005 гг.), победители чемпионатов Европы 2004 и 2005 годов. Фигуристы выигрывали финалы Гран-при сезонов 2003-2004 гг., 2004-2005 гг. Чемпионы России 2003 и 2004 годов.
ВРЕЗ: ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Класс плюс характер
Танцы - самый субъективный вид фигурного катания с неизменной многолетней очередью к мировому пьедесталу. Поскольку после прошлой Олимпиады в Солт-Лейк-Сити сразу пять ведущих дуэтов покинули лед, у молодых танцоров появился шанс проявить себя. И тут несколько неожиданно, но весьма уверенно мировыми лидерами стали Татьяна Навка и Роман Костомаров. В 2004 году в Дортмунде Таня с Романом впервые в своей карьере стали чемпионами мира. За свой произвольный танец "Розовая пантера" на музыку Манчини Навка и Костомаров получили девять максимальных оценок 6,0. Через год в Москве наш дуэт во второй раз завоевал титул сильнейшего на планете. Фигуристам удается избегать повторений в программах: то они зажигают зал под Майкла Джексона, то развлекают "Розовой пантерой", то завораживают немеркнущей "Тоской". Тренер чемпионов Александр Жулин считает, что Татьяна и Роман - идеальные партнеры: "У этой пары есть то, чего, как мне кажется, сейчас нет ни у кого. Прежде всего - очень чистое катание. Они совпадают в движениях, катаются широко, размашисто. Я вижу много сильных сторон и у болгарского дуэта, и у украинского, и у американского, но мне кажется, что Таня с Романом превосходят в классе всех. Отличаются они и завидным спортивным характером. Чего-то такого, что им сделать не по силам, я просто не вижу".